.Щепартамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа ЛЬ 24 РЕКОМЕНДОВАНО Педагогическим советом мБоу-сош Jt с.п. 24 ПротоколМ{от ,4Г ОД.// / V"iI4 .Щополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности <<Умелые руки)> Возраст обучающихся 7-10 лет. Срок реализации -1 год Составитель : Иванова Л.М., педагог дополнительного образования Екатеринбург 202l t. 1 Паспорт программы Название программы Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые руки» Составитель программы Иванова Людмила Михайловна, образования Направленность программы Художественная Форма программы реализации Групповая, очная Срок программы реализации 1 год Возраст обучающихся Категория обучающихся Уровень программы Краткая программы педагог общеразвивающая дополнительного 7-10 лет обучающиеся младшего школьного возраста освоения базовый уровень аннотация Программа «Умелые руки » представляет возможность детям обучаться по следующим разделам декоративно-прикладного творчества: рисунок, живопись, батик, декупаж, вышивка, пластилинография, аппликация. Программа знакомит детей с видами народного декоративно - прикладного искусства, развивает побуждение к творчеству и самостоятельности, создаёт оптимальные условия для развития индивидуальности ребёнка. 1 СОДЕРЖАНИЕ № п/п Содержание стр 1 Пояснительная записка…………………………………………... 3 2 3 4 Содержание программы Формы аттестации и оценочные материала Организационно-педагогические условия программы………………………………………….. Приложение 11 5 7 9 реализации9 2 Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» /№273- ФЗ от 29.12. 2012 г/; Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.–М.: Просвещение, 2010/; Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015); Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года; "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.; Устава МБОУ-СОШ № 24 Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 24 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.Актуальность программы Дополнительное образование даёт ребёнку возможность выбора своего пути. Получение ребёнком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей, увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Каждый человек, чтобы чувствовать свою востребованность, должен обязательно уметь что-то делать своими руками. В обретении предметных компетенций большую роль играют занятия декоративно-прикладным искусством. Занятие любым видом творчества – это и увлекательное занятие, и содержательный отдых. На рукодельные работы не влияет мода, они всегда популярны. Ведь рукоделие позволяет украсить свой дом, одежду. Приемами работы может овладеть каждый, возможности творчества безграничны, неограничен и простор для фантазии. Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. В настоящее время возникла потребность дополнить массовое образование творческим, акцентировать в нем духовно-творческое начало, умение и желание трудиться. 2.Цели и задачи программы Цель программы: развитие творческих способностей, обучающихся средствами декоративноприкладного искусства, приобщение их к прикладному творчеству и пониманию его истоков. Образовательные задачи: 1. Дать представление о многообразии видов декоративно – прикладного искусства. 2. Формировать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. 3. Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное восприятия объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов. 4. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства. Воспитательные задачи: 1. Воспитание художественного вкуса, аккуратности, усидчивости и трудолюбия, ответственности при выполнении любой работы, целеустремлённости и самостоятельности. 2. Формирование опыта творческой деятельности. 3. Содействие в социализации личности. 4. Воспитание ответственного отношения к своим обязанностям, к результату своего труда. Развивающие задачи: 1. Развивать навыки работы обучающихся с различными материалами и в различных техниках. 2. Развить устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством. 3. Формировать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное. 4. Развивать творческое мышление, внимание, память, воображение. 5. Развивать коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение. 3.Направленность программы – художественная. Уровень программы –базовый 4.Категории обучающихся- обучающиеся младшего школьного возраста 5.Формы и режим занятий Форма обучение-очная. Методы , используемые во время занятий В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: − словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); − наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); − практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.); Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: − объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; − репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; − частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; − исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: − фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; − индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; − групповой – организация работы в группах; − индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Наполняемость групп: не более 12 человек. 5. Срок реализации программы Программа «Умелые руки » рассчитана на 1 год обучения. Количество часов -76. II.Содержание программы 1.Учебный план Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, 76 часов № п/п Название раздела, темы всего Количество часов теория практика Формы аттестации/ 1 Рисунок, живопись 12 2 10 контроля Защита проекта 2 Декупаж 13 2 11 Зачет 3 Батик 13 2 11 Зачет 4 Вышивка 13 2 11 Зачет 5 Пластилинография13 1 12 Зачет 6 Аппликация 12 1 11 Предъявлени е работы на выставке Итого: часов 76 10 66 2.Содержание учебного плана Раздел 1. Рисунок, живопись Теория. Введение в программу. История возникновения изобразительного искусства. Понятия о ритме, пятне, композиционном размещении рисунка на листе (понятие - центр композиции). Понятие о силуэте, повторение силуэта - ритм. Понятие о жанре. Натюрморт в произведениях выдающихся художников. Содержание натюрморта, его художественные особенности. Единство темы и содержания. Практика. Упражнения на выполнение штриховки различными графическими материалами. Тематическая композиция из простых геометрических фигур с использованием штриховки. Постановка натюрморта из различных предметов быта с использованием драпировки. Раздел 2.Декупаж Теория. Беседа об истории возникновения декупаж. Использование техники декупаж при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров. Практика. Изготовление с помощью техники декупаж тарелок, блокнотов для девочек, разделочных досок. Раздел 3. Батик Теория. История возникновения техники батик. Особенности холодного, горячего батика. Краски, используемые в технике. Использование подрамников и пялец. Используемые инструменты в технике батик. Практика: Изготовление платочков, картин в технике батик. Раздел 4. Вышивка Теория. Беседа об истории возникновения и развития одного из интереснейших видов декоративно- прикладного искусства. Виды и различная техник вышивки. Основные центры. Их характерные особенности. Знакомство учащихся с изделиями в подлинниках и на репродукциях. История возникновения техники бисероплетение, распространение на территории России. Освоение техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием. Организация рабочего места. Практика. Рассматривание образцов готовых работ. Создание эскиза для броши. Пробное нанизывание бисера на нить, вышивка пайетками, выполнение закрепок, комбинирование различных видов бисера по цвету, виду и размеру. Обработка края броши бисером. Изготовление брошек. Раздел 5 . Пластилинография. Теория. Техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Практика. Создание открытки и картин в технике пластилинография. Раздел 6. Аппликация. Теория. Аппликация из бумаги, ткани. Схемы и трафареты для аппликаций разных фигур: цветы, животные, насекомые и сказочные герои. Нетрадиционные техники аппликации. Практика. Аппликация Создание объёмных симметричных композиций. Создание целых картин – пейзажи, натюрморты, используя готовые шаблоны для аппликаций из цветной бумаги. III. Раздел. Формы аттестации Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Составление альбома лучших работ. Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах. − Защита проектов. − Проведение мастер-классов; − Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День защитника Отечества, День Победы, итоговая выставка, и т.д.); − Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”). IV Раздел. Организационно-педагогические условия реализации программы 1.Учебно-методические условия 1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991. 2. Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами» М. 1997 3. Верещагина А.Г. «Русские живописцы ХХ века». Николай Николаевич Ге. – Л.: Художник РСФСР, 1988. – 184 с. ил. 4. Доронова Т. Н. «Природа, искусство, изобразительная деятельность» программа «Радуга» М. 5. Евсеева Г. «Основы худ. ремесла-батик» М. 1997. 6. Мититенко К. Золотая коллекция аппликации,М.,ЭКСМО, 2005. 7. Барингтон Б. Учимся рисовать за 6 недель М., ЭКСМО,2019 8. Лыкова И. «Цветная мозаика» М., 2000. 9. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991. 10. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – Спб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011 – 92 с. 11. Кембелл Ф. «Я учусь рисовать» М. 1996 12. Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004. 13. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества» М., 1995. 14. Копцева Т. А. «Природа и художник» М. 2000. 15. Курочкина Н. А. «Детям о книжной графике» С, П, 1997 16. Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство» 17. Курочкина Н. А. «Знакомим с пейзажем» С-П. 2000 программа «Детство» 18. Лыкова И. «Цветная мозаика» М., 2000. 19. Лыкова И. «Цветные ладошки» М., 1996 20. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995. 21. Мосин И. Г. «Рисование» 1-часть Екатеринбург 1997 22. Мосин И. Г. «Рисование»2-часть Екатеринбург 1998. 23. Никологорская Ольга «Основы худ. ремесла-краски» М. 1997. 24. Сусанина И. В. Введение в арт - терапию. Учебное пособие. – М., Когито - центр, 2007 25. Сэвидж-Хаббард, Кэтти. Приключения в мире живописи [Текст] / Кэтти СэвиджХаббард, Роуз Спейшер; пер.: Скурко Е. - Москва: Издат. дом "Гамма", 1998. - 48 с.: ил.; 28 см. (Дет. изобраз. - прикл. творчество). 26. Трофимова М. В. «И учеба, и игра, и изобразительное искусство» Я-ль1997 27. Учимся рисовать акварелью / пер. с англ. А. Степановой, И. Сергеевой – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 96 с.: ил. 28. Флинт Т. Анатомия для художников: Фигура человека в движении: Пер. с англ. /Т.Флинт. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 208 с: ил. 2. Материально-технические условия Помещение для занятий отвечает санитарногигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой из 12 человек. − Оборудование кабинета: −рабочие столы (парты); −стулья; −шкафы и полки для хранения инструментов, материалов, пособий, УМК, работ обучающихся. − Наглядные пособия, иллюстрации, образцы. − Дополнительное оборудование, обеспечиваемое родителями − Инструменты и материалы: −ножницы; −карандаши простые и цветные; −кисти; −линейки; −иголки швейные; −булавки; −игольницы; −ткань разных видов и фактур; −фетр; −нитки, мулине; −резинка; −тесьма, кружево, ленты; −бисер, бусины, пайетки; −акриловые художественные краски; −пластилин, цветная бумага; −простой и цветной картон; −клей , салфетки , грунтовка для декупажа; −акриловые краски и контуры для батика; −подрамник для батика 3.Информационные условия Персональный компьютер, проектор, сканер. Календарный учебный график N п/ п Месяц 1 Сентяб рь 2 Сентяб рь 3 Сентяб рь 4 5 6 7 8 Сентяб рь Чис ло Время проведен ия занятия Ко Тема занятия лво час ов Тема № 1 Рисунок. Живопись-12 часов 14.00 лекция с 1 Введение в показом программу. презентаци и 14.00 лекция с 1 Натюрморт в показом произведениях презентаци выдающихся и художников. 14.00 Практическ 1 Простейшие ая работа упражнения в рисовании 14.00 Практическ 1 Простые рисунки. ая работа Тон. Штриховка. Сентяб рь 14.00 Сентяб рь 14.00 Сентяб рь 14.00 Октябр ь 14.00 Форма занятия Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Место Форма проведения контро ля учебный тест кабинет № 5 учебный тест кабинет № 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 Простой учебный натюрморт кабинет 5 Натюрморт с учебный геометрическими кабинет фигурами 5 Натюрморт с учебный фруктами кабинет 5 Работа с учебный природными кабинет формами 5 зачет № зачет № зачет № зачет № зачет № зачет № 9 Октябр ь 14.00 Практическ 1 ая работа 10 Октябр ь 14.00 Практическ 1 ая работа 11- Октябр 12 ь 14.00 Практическ 1 ая работа 13 Октябр ь 14.00 14 Октябр ь 14.00 15 Октябр ь 14.00 Октябр ь 14.00 Ноябрь 14.00 16 17 18 19 20 Ноябрь Ноябрь Ноябрь 14.00 14.00 14.00 Работа над проектом Натюрморт с растениями Работа над проектом Натюрморт с растениями Итоговое занятие по теме Тема 2. Декупаж Лекция 1 Беседа об истории возникновения декупаж с использованием презентации Мастер1 Исполъзование класс техники декупаж для создания различных аксессуаров, предметов. Практическ 1 Техника декупаж ая работа при украшении тарелки. Практическ 1 Украшение тарелки ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа 21 Ноябрь 14.00 Практическ 1 ая работа 22 Ноябрь 14.00 Практическ 1 ая работа учебный кабинет № 5 учебный кабинет № 5 учебный Защит кабинет № а 5 проект а учебный Тест кабинет № 5 учебный Тест кабинет № 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 Украшение тарелки учебный кабинет 5 Техника декупаж учебный для блокнота для кабинет девочек 5 Украшение учебный блокнота кабинет 5 Украшение учебный блокнота кабинет 5 Техника декупаж для разделочной доски Украшение разделочной доски № № Зачет № № № Зачет № учебный кабинет № 5 учебный кабинет № 5 23 Ноябрь 14.00 24 Ноябрь 14.00 25 Ноябрь 14.00 26 Декабрь 14.00 27 Декабрь 14.00 Практическ 1 ая работа Украшение разделочной доски учебный кабинет № 5 Практическ 1 Украшение учебный Зачет ая работа разделочной доски кабинет № 5 Выставка 1 Итоговый урок по учебный Конку работ теме кабинет № рс 5 работ Тема № 3 Батик-13 часов Лекция 1 История учебный тест возникновения кабинет № техники батик. 5 Особенности холодного, горячего батика. Презентация Мастеркласс Краски, используемые технике. Использование подрамников пялец. Используемые инструменты технике батик. 1 28 Декабрь 14.00 Практическ 1 ая работа 29 Декабрь 14.00 Практическ 1 ая работа 30 Декабрь 14.00 Практическ 1 ая работа 31 Декабрь 14.00 Практическ 1 ая работа 32 Декабрь 14.00 Практическ 1 ая работа 33 Декабрь 14.00 Практическ 1 учебный тест в кабинет № 5 и в Создание эскиза для картины. Натягивание ткани на подрамник и перенос эскиза. Работа с контуром по ткани для техники холодной батик. Рисование картины в технике холодный батик. Рисование картины в технике холодный батик. Рисование картины в технике холодный батик. Создание эскиза учебный зачет кабинет № 5 учебный зачет кабинет № 5 учебный кабинет № 5 учебный кабинет № 5 учебный зачет кабинет № 5 учебный зачет ая работа 34 Январь 14.00 Практическ 1 ая работа 35 Январь 14.00 Практическ 1 ая работа 36 37 Январь Январь 14.00 14.00 38 Январь 14.00 39 Январь 14.00 40 Январь 14.00 41 Январь 14.00 42 Феврал ь 14.00 43 Феврал ь 14.00 44 Феврал 14.00 Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа для платочка. Натягивание ткани на подрамник и перенос эскиза. Работа с контуром по ткани для техники холодной батик. Рисование платочка в технике холодный батик. Рисование платочка в технике холодный батик. Рисование платочка в технике холодный батик. Выставка работ учащихся Тема 4.Вышивка-13ч. Лекция 1 История возникновения техники вышивки бисероплетением Мастер1 Освоение техники класс безопасности при работе с инструментами, оборудованием. Организация рабочего места. Практическ 1 Пробное ая работа нанизывание бисера на нить, вышивка дорожек из бисера, вышивка пайетками, выполнение закрепок . Практическ 1 Комбинирование ая работа различных видов бисера по цвету, виду и размеру Практическ 1 Создание эскиза ая работа для броши. Вышивка броши «Цветок» Практическ 1 Вышивка броши кабинет № 5 учебный зачет кабинет № 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 № № зачет № Конку № рс работ учебный тест кабинет № 5 учебный тест кабинет № 5 учебный зачет кабинет № 5 учебный зачет кабинет № 5 учебный кабинет № 5 учебный - ь ая работа «Цветок» 46 Феврал ь 14.00 Практическ 1 ая работа Вышивка «Цветок» 47 Феврал ь 14.00 Практическ 1 ая работа Создание эскиза для броши. Начало вышивки броши «Мороженое» 48 Феврал ь 14.00 Практическ 1 ая работа 49 Феврал ь 14.00 Практическ 1 ая работа 50 Феврал ь 14.00 Практическ 1 ая работа 51 Март 14.00 Практическ 1 ая работа 52 Март 14.00 Выставка работ Вышивка броши учебный «Мороженое» кабинет № 5 Вышивка броши учебный «Мороженое» кабинет № 5 Вышивка броши учебный «Мороженое» кабинет № 5 Вышивка броши учебный «Мороженое» кабинет № 5 Итоговое занятие учебный по теме кабинет № 5 Тема 5.Пластилинография-13ч. 53 Март 14.00 Мастеркласс 1 1 54 Март 14.00 Практическ 1 ая работа 55 Март 14.00 1 56 Март 14.00 Практическ 1 ая работа 57 Март 14.00 Практическ 1 ая работа 58 Март 14.00 Практическ 1 ая работа 59 Март 14.00 Практическ 1 броши кабинет № 5 учебный зачет кабинет № 5 учебный кабинет № 5 Техника работы с пластилином по созданию объёмных картин Открытка с пингвином - - зачет Конку рс работ учебный тест кабинет № 5 учебный кабинет № 5 Открытка с учебный Зачет пингвином кабинет № 5 Объемная картина учебный с улиткой из кабинет № пластилина.Техник 5 а «колбаски» Объемная картина учебный Зачет с улиткой из кабинет № пластилина.Техник 5 а «колбаски» Объмная картина учебный из пластилина. кабинет № «Закат» 5 Объемная картина учебный - ая работа 60 61 62 63 64 65 Март Март Март Март Апрель Апрель 14.00 14.00 14.00 14.00 14.00 14.00 Тема 6.Аппликация-12 ч. 66 Апрель 14.00 Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Практическ 1 ая работа Мастеркласс 1 67 Апрель 14.00 Практическ 1 ая работа 68 Апрель 14.00 Практическ 1 ая работа 69 Апрель 14.00 Практическ 1 ая работа 70 Апрель 14.00 Практическ 1 из пластилина. « Закат» Объемная картина из пластилина. « Закат» Объемная картина из пластилина . Техника «шарики» Объемная картина из пластилина . Техника «шарики» Открытка из пластилина .Подарок маме. Открытка из пластилина .Подарок маме. Итоговое занятие по теме кабинет 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 учебный кабинет 5 № Зачет № № Зачет № № Зачет № Конку № рс работ Аппликация из учебный тест бумаги, ткани. кабинет № Схемы и трафареты 5 для аппликаций разных фигур: цветы, животные, насекомые и сказочные герои. Нетрадиционные техники аппликации. Открытка аппликация бумаги. «Кораблик» Открытка аппликация бумаги. «Кораблик» учебный из кабинет № 5 учебный Зачет из кабинет № 5 Открытка аппликация из бумаги . « Домики» Открытка учебный кабинет № 5 учебный Зачет ая работа 71 Апрель 14.00 Практическ 1 ая работа 72 Апрель 14.00 Практическ 1 ая работа 74 Май 14.00 Практическ 1 ая работа 75 Май 14.00 Практическ 1 ая работа 76 Май 14.00 Практическ 1 ая работа 77 Май 14.00 Выставка работ учащихся 1 аппликация из бумаги . « Домики» Картина аппликация из бумаги . «Горшок с цветами» Картина аппликация из бумаги . «Горшок с цветами» Открытка аппликация из бумаги. «Аквариум с рыбками» Открытка аппликация из бумаги. «Аквариум с рыбками» Картина «Георгины» Итоговое по теме кабинет № 5 учебный кабинет № 5 учебный Зачет кабинет № 5 учебный кабинет № 5 учебный Зачет кабинет № 5 учебный кабинет № 5 занятие учебный Конку кабинет № рс 5 работ учащи хся