Рабочая программа курса Физика решение исследовательских задач (среднее общее образование)

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Физика. Решение
исследовательских задач » в основной школе является составительской,
рассчитана на 1 час в неделю в общей сложности –34 ч в учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического
комплекта:
1. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э. 1001 задача по физике с ответами,
указаниями, решениями. М.: «Илекса»,2003
2. Гулиа Н.В. Удивительная физика: О чем умолчали учебники.-М.: Изд-во
НЦ ЭНАС, 2005
3. Кабардин О.Ф. Углубленное изучение физики в 10 – 11 классах: Кн. Для
учителя.- М. : Просвещение, 2002.
4. Кондратьев А.С. Физика. Сборник задач. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.
5. Наумчик В.Н. Физика. Решение задач повышенной сложности..
Мн.:»Мисанта», 2003.
6. Позойский С.В. История физики в вопросах и задачах: пособие для
учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования/
.Мн.:Выш.шк.,2005.
7. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественнонаучного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Физика в школе: Сб. норат. Документов / Сост. Н.А. Ермолаева, В.А.
Орлов. - М.: Просвещение,1987

2. Общая характеристика учебного предмета
Мир природы – это разнообразные проявления физических явлений:
механических, тепловых, электрических, световых и т.д. Изучение этих
явлений предполагает проведение опытов, экспериментов, наблюдений, а
также выявление существенных физических закономерностей, уяснение
основных черт современной физической картины мира. Творческое познание
физики выражается в умении сформулировать и решить исследовательскую
задачу на основе анализа природных явлений. Обучающиеся при решении
задач не только получают возможность проверить глубину понимания
смысла физических понятий, принципов, законов, но и оценить и развить
умения и навыки практического применения знаний. При решении задач
обучающийся осваивает сложный комплекс действий: понимание и
конкретизирование содержания главного вопроса, построение модели
явления, обоснование выбора наиболее подходящей комбинации методов,
применение видоизмененных методов решения с учетом конкретных
условий, умение проанализировать полученные результаты и оценить их
физический смысл.
Цель курса:
* систематизация базовых знаний обучающихся по физике с помощью
решения экспериментальных, технических, комплексных задач по темам,
которые охватывают курс физики и определяют содержание ГИА.
*расширение и углубление базовых знаний обучающихся по физике
с помощью
задач-исследований, задач-парадоксов, исторических,
технических, комплексных задач.
* поэтапное формирование логического мышления
*видения функциональных связей физических величин, анализа,
классификации.
Задачи курса:
1.рассмотреть способы классификации задач;
2.обобщить методы решения учебных физических задач;
3.показать возможность использования алгоритмов решения задач разных
видов.
4. показать возможность моделирования физических явлений;
5.научить находить функциональную зависимость величин, отражающих
сущность основных законов физики и связанных с ними понятий;
6.научить вычленять существенные признаки физических явлений и
процессов.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Региональный (национально-региональный) базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации в МБОУ – СОШ №24
отводит 70 часов для факультативного изучения курса «Решение
исследовательских задач по физике» основного общего образования.

Класс Предмет

11

физика

Количество учебных Количество
недель
часов в году
34

34

Количество
часов
в
неделю
1

4. Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще
учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе
основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
 использование для познания окружающего мира различных
естественнонаучных
методов:
наблюдение,
измерение,
эксперимент, моделирование;
 формирование умений различать факты, гипотезы, причины,
следствия, доказательства, законы, теории;
 овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач;
 приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
 владение монологической и диалогической речью, развитие
способности понимать точку зрения собеседника и признавать
право на иное мнение;
 использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
 владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
умением предвидеть возможные результаты своих действий:
 организация
учебной
деятельности:
постановка
цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и
средств.
5. Результаты обучения
Овладение методами и способами решения задач учащимися планируется
достигать как подбором задач, так и методикой работы с ними, используя
коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и
обсуждение решения задач; тестирование, решение задач с развернутым
ответом. В итоге учащиеся смогут выйти на теоретический уровень решения
задач: уметь владеть методом решения по определенному плану, владеть
основными приемами решения, осуществлять самоконтроль и самооценку,
уметь моделировать физические явления.
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны:
1 понимать физический смысл моделей, понятий, величин;

2. объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на
протекание явлений, проявления явлений в природе;
3. применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;
4. анализировать результаты экспериментальных исследований.
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: масса, плотность, скорость, ускорение, сила,
импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная
температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество
теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние
на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и
твердых
тел;
электромагнитную
индукцию,
распространение
электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение
света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе
экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что:
наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и
теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;
физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы
и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний:
законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
различных видов электромагнитных излучений для развития радио и
телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики,
лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете,
научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и
телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.

6. Содержание элективного курса «Физика. Решение исследовательских
задач»

1. Механика.
Графическое и аналитическое описание движений: прямолинейного
равномерного, прямолинейного равноускоренного, движения по окружности.
Силы в природе. Закон сохранения импульса и энергии. Условия равновесия
тел.

2. Основы МКТ и термодинамики.
Графическое и аналитическое описание состояния идеального газа.
Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность абсолютная и относительная.
Механическое напряжение, закон Гука, относительное и абсолютное
удлинение. Количество теплоты. Адиабатный процесс. I закон
термодинамики. КПД тепловых и холодильных машин.

3. Электродинамика.
Напряженность поля. Принцип суперпозиции. Применение теоремы
Гаусса для плоскости, двух плоскостей, сферы. Потенциал. Виды соединения
конденсаторов.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Ома
для участка цепи, неоднородного участка цепи, полной цепи. Правила
Кирхгофа.
Электроизмерительные приборы. Сила Лоренца. Сила Ампера. Диа,
пара, ферро – магнетики. Правило Ленца. ЭДС индукции в движущихся
проводниках.
Зависимость сопротивления от температуры в проводниках,
диэлектриках, полупроводниках. Ток в металлах, электролитах, газах,
полупроводниках. Виды разрядов.
Законы распространения света в геометрической и волновой оптике.

4. Квантовая физика и элементы СТО.
Явление фотоэффекта. Энергия и импульс фотона. Уравнение
Эйнштейна. Постулаты СТО и следствия из постулатов. Строение атома,
ядра атома. Закон сохранения заряда и массового числа в ядерных реакциях.

Учебно-тематический план- 10 класс
(РИЗ – решение исследовательских задач)
дата

№

№

1.
2.

1.
2.

3.
4.

3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.

5.
6.
7.
8.
9.

10.

10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

20.

1.

21.

2.

22.
23.
24.

3.
4.
5.

25.
26.
27.
28.

6.
7.
8.
9.

29
30
31
32
33
34

1.
2.
3.
4.
5
6

Тема
Механика-10
РИЗ по теме -Кинематика.
РИЗ по теме -Виды механического движения. Графическое и
аналитическое представление видов движений.
РИЗ по теме -Динамика материальной точки. Законы Ньютона.
РИЗ по теме -Закон всемирного тяготения. Движение тела под
действием силы тяжести
РИЗ по теме -Динамика движения по окружности.
РИЗ по теме -Статика.
РИЗ по теме -Гидростатика.
РИЗ по теме -Импульс. Закон сохранения импульса.
РИЗ по теме -Работа. Мощность. Энергия. Законы сохранения
энергии.
РИЗ по теме -Механические колебания.
Основы МКТ и термодинамики-9
РИЗ по теме -Молекулярное строение вещества.
РИЗ по теме -Идеальный газ.
РИЗ по теме -Изопроцессы.
РИЗ по теме -Графическое представление изопроцессов.
РИЗ по теме -Количество теплоты.
РИЗ по теме -Работа в термодинамике.
РИЗ по теме -Первый и второй законы термодинамики.
РИЗ по теме -Тепловые машины. КПД тепловой машины.
РИЗ по теме -Агрегатные состояния вещества. Влажность.
Электродинамика-9
РИЗ по теме -Закон Кулона и напряженность электрического
поля.
РИЗ по теме -Потенциал поля. Поле плоского конденсатора.
Энергия плоского конденсатора.
РИЗ по теме -Законы постоянного тока.
РИЗ по теме -Токи в разных средах.
РИЗ по теме -Магнитное поле. Движение частиц в магнитном
поле.
РИЗ по теме -Явление электромагнитной индукции.
РИЗ по теме -Электромагнитные колебания и волны.
РИЗ по теме -Геометрическая оптика.
РИЗ по теме -Волновая оптика.
Квантовая физика и элементы СТО-7
РИЗ по теме -Корпускулярно-волновой дуализм.
РИЗ по теме -Законы фотоэффекта
РИЗ по теме -Физика атома.
РИЗ по теме -Физика атомного ядра.
РИЗ по теме -Ядерные реакции
РИЗ по теме -Элементы СТО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Акт готовности школы 2024-2025 учебном году, пер.Коломенский,3.

Акт готовности школы к новому 2024-2025г. учебному году , пер. Коломенский,3 .pdf (скачать)
Актгот говности школы к новому 2024-2025г. учебному году, ул. Севастопольская,1.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».