РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО КУРСУ «МОЙ ВЫБОР – ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ».
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Мой выбор – жизненный успех»
рассчитана на 1 час в неделю, 34 ч в учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического
комплекта:
1. Т.Ю. Федотова «Мой выбор – жизненный успех», программа для
общеобразовательных учебных заведений, М., Каллиграф, 2005 ;
2. «Моя будущая профессия, 10-11 класс», тесты по профессиональной
ориентации школьников, М., Просвещение, 2023
Общая характеристика учебного курса.
Проблема выбора будущей профессиональной деятельности для многих
школьников чрезвычайно сложна. Готовы ли ученики уже сейчас сделать этот
выбор. При изучении курса «Мой выбор – жизненный успех» запланировано
несколько этапов работы, в рамках которых
учащиеся познакомятся с
понятиями: «ситуация выбора», «пространство выбора», «нравственный выбор»,
научатся составлять матрицу выбора, оценивать свое окружение и степень его
влияния на развитие личности, переносить ключевые слова курса (свобода,
выбор, ответственность) на проблему межличностных отношений. Большое
значение уделяется значению общепринятых моральных правил и норм как
социальных регуляторов.
Цель программы:
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Результат освоения учебного курса
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе
российского народа).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия
в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность
к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов,
процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
6. Сформированость знаний учащихся о специфике современного рынка
труда и его развитии.
7. Сформированость у учащихся адекватных представлений о себе и своѐм
профессиональном соответствии.
8. решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего
обучения.
9 готовность подростка к социально-профессиональному самоопределению.
Учебно-тематический план- 10/11 класс
Мой выбор – жизненный успех
дата
№
№ урока
Тема
Выбираем жизненный успех
Природа выбора
1.
1-2
Выбор как жизненная необходимость
2.
3-4
Нравственные основы выбора
3.
5-6
Основы рационального выбора
4.
7
Дискуссия «Выбор жизненного пути. Всегда лия
свободен в собственном выборе?»
Моя личная траектория
5.
8-9
Я и мой внутренний мир
6.
10-11 Оцениваю свои силы. Мои потребности и
способности
7.
11-12 Путь к успеху
8.
13-14 Объективные и субъективные препятствия выбору
9.
15
Ролевая игра» Центр проектирования «Успешный
человек»
Мой профессиональный старт
10.
16-17 Перспективы профессионального самоопределения
«Маршруты мира профессий»
11.
18-19 Перспективы профессионального самоопределения
«На пути к профессии»
12.
20-28 Профориентационные кейсы
13
29
Компетенции будущего
14
30
Универсальные компетенции (soft skills)
15
31
Профессии на стыке профессиональных ролей
16
32
Я выбираю профессию
17
33
Как, чему и где учиться дальше
18
34
Игра-путешествие «Этот удивительный, знакомый и
незнакомый мир профессий»