ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для теоретической и практической помощи в
подготовке к ЕГЭ в средней общеобразовательной школе (11 класс).
Сроки реализации программы: 2024-2025 год (11 класс).
Рабочая программа по информатике разработана на основе:
1. Федерального Закона об образовании в РФ № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413.
3. Приказа Министерства Просвещения РФ от 12 августа 2022 г. «О внесении изменений в
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413».
4. ООП СОО МАОУ - СОШ № 24.
5. Учебного плана МАОУ-СОШ № 24.
Место и роль учебного предмета в учебном плане
В учебном плане школы на изучение элективного курса «Русский язык: практикум» в 11 классе
отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа имеет следующие цели:
обобщить и углубить теоретические знания по русскому языку, совершенствовать речевые
умения школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать
правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых
ситуаций, научить создавать тексты разных стилей речи в письменной и устной форме.
И способствует решению задач:
Образовательные:
• совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
закрепить и расширить знания обучающихся о тексте;
• способствовать развитию речи и мышления, а также коммуникативной
компетентности обучающихся;
• обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при
работе над текстом.
Развивающие:
• развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры
речи;
• развитие мотивации к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку,приобщение
к культуре и литературе русского народа;
• овладение культурой межнационального общения;
• формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
1) чтение и письмо для развития критического мышления,
2) обучение в сотрудничестве,
3) исследовательские методы обучения,
4) здоровьесберегающие технологии,
5) игровые методы обучения;
6) организация самостоятельной работы;
7) проектной деятельности;
8) проблемно-диалоговое обучение.
Преобладающей формой текущего контроля являются письменный (самостоятельные
работы, тестирование, контрольные работы) и устный опросы и задания, направленные на
подготовку к ЕГЭ в рамках каждой темы.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРАКТИКУМ» 11 КЛАСС
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых
учебных достижениях выпускников.
Содержание
программы
по
курсу
внеурочной
деятельности
«Русский язык: практикум», формы и методы работы позволит достичьследующих результатов:
Личностные:
1) сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, к
родному языку;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими и нравственными ценностями, готовность и способность к самостоятельной,
творческой деятельности;
3) сформированность эстетического отношения к русскому языку;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другихлюдей;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска
средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные
1) формирование знаний , понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных
форм познавательной и личностной рефлексии;
2) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации Коммуникативные
1) способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению,
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперациюс учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
2) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
3) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
4) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение 1
I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Тема
Основное содержание темы
Предмет и задачи курса.
Правильность речи, еѐ
соответствие
литературным нормам.
Предмет и задачи курса. Правильность речи, еѐ
соответствие литературным нормам.
2
Фонетика и графика.
Орфоэпические нормы.
Звуки русского языка. Гласные ударные и
безударные. Слоги. Согласные звонкие и глухие.
Твердые и мягкие. Парные и непарные
согласные.
Фонетический анализ слова.
Орфоэпические нормы. Произношение гласных
и согласных звуков, особенности ударения в
русском языке. Анализ актерской речи с точки
зрения соблюдения орфоэпических и
акцентологических норм.
3
Лексические нормы.
Нормы употребления слов. Лексическое
значение слова. Средства выразительности.
Особенности употребления фразеологизмов.
Всего часов
(на тему)
4
4
4
Планируемые результаты обучения по
теме
Выпускник
научится:
некоторым
особенностям развития русского языка; что
такое речь, формы речи, речевая ситуация.
Выпускник
получит
возможность
научиться: оперировать терминами при
анализе языкового явления. Иметь
представление о социальной сущности
языка
Выпускник
получит
возможность
научиться: соблюдать в практике письма
основные
правила орфографии
и
пунктуации; соблюдать в практике речевого
общения основные произносительные,
лексические, грамматическиенормы
современного русского языка
Выпускник научится: смыслу понятия речь
устная и письменная;
монолог, диалог,
сфера и ситуация
речевого
общения,
однозначные и многозначные
слова.
Выпускник
получит
возможность
научиться: определять
прямое
и
переносное значения слов, значение многозначного слова, соответствующее
4
Грамматические нормы.
5
Морфология.
6
7
Части слова. Морфемный
анализ слова.
Основные
способы
словообразования:
приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, сложение. Словообразовательный
анализ текстов.
4
Особенности употребления разных частей речи.
Морфологический анализ разных частей речи.
2
Практическая работа.
Содержательнокомпозиционный анализ
текста
Язык и речь. Основные требования к речи
(правильность,
точность,
выразительность,
уместность употребления языковых средств).
Анализ художественного и научно-популярного
текстов
2
Орфография.
Правописание
корней.
Проверяемые
и
чередующиеся безударные гласные в корне
слова. Непроверяемые гласные и согласные.
Правописание
приставок.
Правописание
суффиксов различных частей речи (кроме -н- и нн-). Правописание НЕ и НИ. Слитное,
4
ситуации;
пользоваться
толковым
словарем;
осуществлять
речевой
самоконтроль
Выпускник научится: видам морфем (корень, приставка, суффикс, окончание,
основа слова), чередованию звуков в морфемах, основные способы образования
слов.
Выпускник
получит
возможность
научиться: применять
знания
по
морфемике и словообразованию в практике
правописания; запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать
правило проверки безугарных гласных
Выпускник научится: языковым единицам,
проводить различные виды их анализа.
Выпускник
получит
возможность
научиться: соблюдать в практике письма
основные
правила
орфографии
и
пунктуации
Выпускник
получит
возможность
научиться: определять тему, основную
мысль текста, анализировать структуру и
языковые
особенности
текста;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты и исправлять
их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты
Выпускник научится: основным нормам
русского
литературного
языка (грамматические
и
орфографические).
Выпускник
получит
возможность
научиться: опознавать языковые единицы,
дефисное, раздельное написание различных
частей речи. Правописание Ъ и Ь. Правописание
частиц (же, бы).
8
Синтаксические нормы и
пунктуация.
9
Контрольная работа.
Литературное
редактирование. Работа с
текстами.
Роль пунктуации
в письменном
общении.
Принципы и функции
русской пунктуации.
Трудные
вопросы
постановки
знаков
препинания. Нормативное
построение
словосочетаний и предложений
различных
типов. Интонационное богатство русской речи.
Систематизация сведений о пунктуации простого
осложненного
предложения.
Виды
синтаксического разбора. Трудные случаи
Согласования подлежащего и сказуемого.
Систематизация сведений о видах сложного
предложения
и
пунктуации
в
них.
Синтаксическая синонимия, еѐ роль в создании
выразительности речи. Анализ синтаксической
структуры
и
средств
выразительности
художественного и публицистического текста.
Литературная правка текстов.
5
проводить различные виды их анализа;
соблюдать в практике письма основные
правила
орфографии;
составлять
словарный диктант на
повторяемые
орфограммы; решать учебные задачи на
основе заданных алгоритмов
Выпускник научится: основным нормам
русского
литературного
языка
(грамматические, пунктуационные).
Выпускник
получит
возможность
научиться: применять изученные правила,
пользоваться определенными способами их
применения
Выпускник
получит
возможность
научиться: определять тему, основную
мысль текста, анализировать структуру и
языковые
особенности
текста;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты и исправлять
их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты
Итого: 34
5
Приложение 2
I. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дат
а
Название
изучаемой
темы
Тема урока
Колич
ество
часов
Форма
организации
учебных
занятий
Урок усвоения
новых знаний
Предмет и
задачи курса.
Правильность
речи, еѐ
соответствие
литературным
нормам.
Фонетика и
графика.
Орфоэпические
нормы.
Предмет и
задачи курса.
Правильность
речи, еѐ
соответствие
литературным
нормам.
Фонетика и
графика.
Орфоэпические
нормы.
4
4
Комбинированный урок
3
Лексические
нормы.
Лексические
нормы.
4
Комбинированный урок
4
Грамматические
нормы.
Грамматические
нормы.
4
Комбинированный урок
1
2
Характеристика основных видов
деятельности
(на уровне учебных действий)
Основные виды
Контрольно-оценочная
учебной
деятельность
деятельности
Вид
Форма
Проблемная
лекция
Входная
Изучение нового
материала,
работа с
раздаточным
материалом
Изучение нового
материала,
работа с
раздаточным
материалом,
аналитическая
самостоятельная
работа
Изучение нового
материала,
работа с
раздаточным
Текущая
Практическая работа
Текущая
Практическая работа
Текущая
Контрольная
самостоятель
ная работа
Устный
опрос
Домашне
е задание
Выучить
материал
урока
Работа с
раздаточным
материалом
Работа с
раздаточным
материалом
Работа с
раздаточным
материа-
5
Морфология.
Морфология.
2
Комбинированный урок
6
Практическая
работа.
Содержательнокомпозиционны
й анализ текста
Орфография.
Практическая
работа.
Содержательнокомпозиционны
й анализ текста
Орфография.
2
Комбинированный урок
4
Комбинированный урок
8
Синтаксические
нормы и
пунктуация.
Синтаксические
нормы и
пунктуация.
5
Комбинированный урок
9
Контрольная
работа.
Литературное
редактирование.
Работа с
текстами.
Контрольная
работа.
Литературное
редактирование.
Работа с
текстами.
5
Комбинированный урок
7
материалом,
аналитическая
работа
Изучение нового
материала,
работа с
раздаточным
материалом,
работа с текстом
Изучение нового
материала,
самостоятельная
работа
Изучение нового
материала,
работа с
раздаточным
материалом
Изучение нового
материала,
работа с
раздаточным
материалом
Контрольная
работа по тексту
лом
Текущая
Контрольная
самостоятель
ная работа с
текстом
Работа с
раздаточным
материалом
Текущая
Работа с
текстом
Текущая
Работа с
текстом
Текущая
Работа с
текстом
Итоговая
Контрольная
самостоятель
ная работа
Работа с
раздаточным
материалом
Работа с
раздаточным
материалом
Работа с
раздаточным
материалом
Работа с
раздаточным
материалом