Пояснительная записка
Программа курса «Живая природа Урала» предназначена для учащихся 5-6 классов и
рассчитана на 34 часа в каждом учебном году.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому
человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет
нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания
живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,
научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации курса, т.к.
биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как
величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является
дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
добавлен раздел изучения особенностей природы Урала (природные комплексы,
растительный и животный мир, поведение животных природоохранная
деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных,
в том числе экологических, особенностей.
Занятие курса позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире
живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области
биологии.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью
факультатива, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно,
поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы Урала, с теми сложными,
но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за
миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении
экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и
собственное здоровье.
Основные задачи курса:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических
знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и
исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в
природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и
систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с
микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние
окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности,
проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Особенности курса «Живая природа Урала»
Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе:
1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической
литературой.
2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
4 Исследовательские методы
5 Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций,
биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс
изучения программы рассчитан на учащихся 5-6-х классов.
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
первого года обучения (5 класс)
Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии учащиеся
продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира,
распределят между собой основные темы лекционных выступлений. Демонстрация
знаний о живой природе, основных царствах органического мира, распределение
основных тем лекционных выступлений.
Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические
занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными
особенностями растений нашей планеты (в том числе просмотр видеофильма «Чудеса
ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции
кабинета биологии. Выступление учащихся о мире растений, знакомство с
удивительными особенностями растений нашего края. Выступление учащихся о тайнах
жизни растений, работа с комнатными растениями. Работа с комнатными растениями,
находящимися в кабинете. Выступления учащихся о съедобных и ядовитых растениях.
Подготовка и проведение мероприятия «Что ты знаешь о растениях?»
Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и
просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях учащиеся
познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые –
энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры,
операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут
пригодиться эти знания.
Содержание курса второго года обучения (6 класс)
Дом, где мы живём
Знакомство с историей Урала. Его климатическими условиями. Общая характеристика
растительного мира поселка Шарташ, г. Екатеринбурга и Свердловской области. Общая
характеристика животного мира поселка, города и области.
Отношение местных жителей к растительному и животному миру нашего края. Как это
проявляется?
Знакомство с птицами края
Разнообразие птиц. Их места обитания. Роль птиц в природе и жизни человека. Выявляем
разновидности птиц нашего края. Оседлые и перелетные птицы. Их отличия. Наблюдение
за птицами осенью. Отличие пения птиц осенью и весной. Почему птицы поют. Птичий
перезвон. Составление презентаций о птицах родного края. Охрана и привлечение птиц .
Птицы Красной книги. Влияние человека на птиц.
Животные нашего края
Местообитания животных нашего края. Почему животные в лесу селятся каждый на своем
этаже. Загадки и ребусы о животных. Приготовление и показ презентаций о животных
нашего края. Охрана животных. Животные Красной книги.
Лес нашего края
Почему говорят: лес - наше богатство. Почему звери и птицы в лесу селятся каждый на
своём этаже. Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают. Почему крапива
жжётся.. Почему нельзя рвать ландыши. Экологическая тревога Особенности местного
леса. Поведение в лесу. Экологическая обстановка нашего леса.
Все о растениях
Почему у кукурузы такое смешное имя. Гречневая каша из гречки, а гречка откуда. Где
растёт сахар. Сказка. Почему картошка - картошка, а капуста - капуста. Откуда зимой
свежие огурчики? Экологическое состояние теплиц.. Почему так говорят: рубашка в поле
выросла. Сказка. Почему репка выросла такая большая-пребольшая? Почему поле
заболело. Экологическая тревога. Зачем над полем кружит самолёт? Экскурсии
«Разнообразие растений нашего края»
Осторожно, ядовитые растения! Все о грибах. Грибы родного края. Правила сбора грибов.
Конкурс на лучший рецепт блюда из грибов.
Природные сообщества
Знакомство с биогеоценозом леса, луга, водоема, культурного ландшафта. Наблюдение за
сезонными изменениями каждого сообщества края. Их сравнение. Составление
энциклопедии флоры нашего края. Конкурс знатоков местной флоры. Конкурс
презентаций, фотографий о нашем крае. Школьники охраняют природу. Стихи и проза о
природе.
4. Планируемый результат:
Личностными результатами курса «Живая природа Урала» являются следующие
умения:
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки;
-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
-осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;
-оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека
и
природы;
-формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле;
Метапредметными результатами факультатива «Живая природа Урала» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии
решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе)
план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с
целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством
формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение,
классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на
основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением
существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов
(простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования
познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Средством формирования
коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на
уроках элементов технологии продуктивного чтения. Использовать ИКТ как инструмент
для достижения своих целей.
Предметными результатами курса «Живая природа Урала» являются следующие
умения:
осознание роли жизни:
– определять роль в природе Урала различных групп организмов;
рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их
значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (грибы, растения,
животные) и основные группы растений;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления
и изучения препаратов.
5. Формы и виды контроля
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного
образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и
прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении
внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Тематическое планирование 1 года обучения
5 класс
№ п/п
Тема
1
Введение. Организационное занятие.
2
Мир растений Урала.
3
Особенности и многообразие растений Урала.
4
Просмотр фильма «Чудеса флоры»
5
Тайны жизни растений Урала.
6
Кто такие? Где живут? Определение растений.
7
Съедобные и ядовитые растения Урала.
8
Определение по гербариям съедобных и ядовитых растений
9
Лекарственные растения.
10
Растения красной книги Урала
11
Занимательная ботаника. Биологические шарады.
12
Занимательная ботаника. Биологические омонимы.
13
Работа с презентациями учащихся «Мир растений Урала»
14
Защита презентаций учащихся
15
Подготовка мероприятия «Что ты знаешь о растениях Урала?»
16
Викторина «Что ты знаешь о растениях Урала?»
17
Мир животных Урала.
18
Особенности и многообразие животных Урала
19
Мир беспозвоночных животных Урала.
20
Определение членистоногих по рисункам и коллекции.
21
Мир позвоночных животных Урала.
22
Просмотр фильма «Чудеса фауны»
23
Холоднокровные животные Урала.
24
Теплокровные животные Урала.
25
Животные в жизни человека.
26
Подготовка презентаций учащихся о разных видах профессий, связанных
с миром животных
27
Выступление учащихся с презентациями о разных видах профессий,
связанных с миром животных
28
Выступление учащихся с презентациями о разных видах профессий,
связанных с миром животных
29
Создание настольной игры «Животные и растения в жизни человека»
31
Создание настольной игры «Животные и растения в жизни человека»
32
Организация и проведение игры «Животные и растения в жизни
человека»
33
Организация и проведение игры «Животные и растения в жизни человека
34
Заключение (зачетное занятие)
Тематическое планирование второго года обучения
6 класс
№ п/п
Разделы, темы
1
Знакомство с Уралом. Его климатическими условиями.
2
Общая характеристика флоры нашего края. Презентация.
3
Общая характеристика фауны нашего края
4
Роль птиц в природе и жизни человека.
5
Разнообразие птиц
6
Экскурсия «Наблюдение за жизнью птиц в природе»
7
Обсуждение результатов экскурсии.
8
Почему птицы поют? Птичий перезвон. Практическая работа «Умей определять
птиц по голосу»
9
Конкурс стихов о птицах. Показ презентаций.
10
Значение диких животных в природе и для человека. Влияние человека на
животных.
11
Разнообразие животных нашего края и их экологическое состояние.
12
Конкурс стихов о животных.
13
Оформление стенда о животных Урала.
14
Значение леса в жизни человека.
15
Сезонные явления в жизни леса.
16
Экскурсия в лес на территории поселка Шарташ. Поведение в лесу.
17
Анализ экологического состояния местного леса. Обсуждение результатов
экскурсии.
18
Значение растений в природе и для человека.
19
История названия растений.
20
Разнообразие растений нашего края. Их экологическое состояние.
21
Конкурс стихов и песен о растениях
22
Выпуск молнии о состоянии растений нашего края.
23
Осторожно, ядовитые растения!
24
Грибы-кто они? Их значение и в природе, экологическое состояние
25
Конкурс стихов, песен, рецептов о грибах
26
Знакомство с биогеоценозом леса.
27
Знакомство с биогеоценозом луга.
28
Знакомство с биогеоценозом водоема
29
экскурсия «Знакомство с биогеоценозом культурного ландшафта»
30
Проекты оформления школьного двора. Конкурс
31
Отчеты - работы учащихся
32
Отчеты - работы учащихся
33
Отчеты - работы учащихся
34
Отчеты - работы учащихся