Пояснительная записка Программа курса «Живая природа Урала» предназначена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 34 часа в каждом учебном году. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации курса, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Среди отличительных особенностей программы можно назвать следующие: Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы; добавлен раздел изучения особенностей природы Урала (природные комплексы, растительный и животный мир, поведение животных природоохранная деятельность); Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Занятие курса позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью факультатива, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. Цель программы: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы Урала, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье. Основные задачи курса: Образовательные Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний. Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе; Знакомить с биологическими специальностями. Развивающие Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом. Развитие навыков общение и коммуникации. Развитие творческих способностей ребенка. Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей. Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Воспитательные Воспитывать интерес к миру живых существ. Воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Особенности курса «Живая природа Урала» Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах: • занимательность; • научность; • сознательность и активность; • наглядность; • доступность; • связь теории с практикой; • индивидуальный подход к учащимся. Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Формы организации деятельности учащихся на занятиях Групповая Индивидуальная Формы и методы, используемые в работе по программе: 1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой. 2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений. 3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала). 4 Исследовательские методы 5 Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов. Описание места курса в учебном плане Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-6-х классов. 3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА первого года обучения (5 класс) Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии учащиеся продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, распределят между собой основные темы лекционных выступлений. Демонстрация знаний о живой природе, основных царствах органического мира, распределение основных тем лекционных выступлений. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты (в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии. Выступление учащихся о мире растений, знакомство с удивительными особенностями растений нашего края. Выступление учащихся о тайнах жизни растений, работа с комнатными растениями. Работа с комнатными растениями, находящимися в кабинете. Выступления учащихся о съедобных и ядовитых растениях. Подготовка и проведение мероприятия «Что ты знаешь о растениях?» Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях учащиеся познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания. Содержание курса второго года обучения (6 класс) Дом, где мы живём Знакомство с историей Урала. Его климатическими условиями. Общая характеристика растительного мира поселка Шарташ, г. Екатеринбурга и Свердловской области. Общая характеристика животного мира поселка, города и области. Отношение местных жителей к растительному и животному миру нашего края. Как это проявляется? Знакомство с птицами края Разнообразие птиц. Их места обитания. Роль птиц в природе и жизни человека. Выявляем разновидности птиц нашего края. Оседлые и перелетные птицы. Их отличия. Наблюдение за птицами осенью. Отличие пения птиц осенью и весной. Почему птицы поют. Птичий перезвон. Составление презентаций о птицах родного края. Охрана и привлечение птиц . Птицы Красной книги. Влияние человека на птиц. Животные нашего края Местообитания животных нашего края. Почему животные в лесу селятся каждый на своем этаже. Загадки и ребусы о животных. Приготовление и показ презентаций о животных нашего края. Охрана животных. Животные Красной книги. Лес нашего края Почему говорят: лес - наше богатство. Почему звери и птицы в лесу селятся каждый на своём этаже. Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают. Почему крапива жжётся.. Почему нельзя рвать ландыши. Экологическая тревога Особенности местного леса. Поведение в лесу. Экологическая обстановка нашего леса. Все о растениях Почему у кукурузы такое смешное имя. Гречневая каша из гречки, а гречка откуда. Где растёт сахар. Сказка. Почему картошка - картошка, а капуста - капуста. Откуда зимой свежие огурчики? Экологическое состояние теплиц.. Почему так говорят: рубашка в поле выросла. Сказка. Почему репка выросла такая большая-пребольшая? Почему поле заболело. Экологическая тревога. Зачем над полем кружит самолёт? Экскурсии «Разнообразие растений нашего края» Осторожно, ядовитые растения! Все о грибах. Грибы родного края. Правила сбора грибов. Конкурс на лучший рецепт блюда из грибов. Природные сообщества Знакомство с биогеоценозом леса, луга, водоема, культурного ландшафта. Наблюдение за сезонными изменениями каждого сообщества края. Их сравнение. Составление энциклопедии флоры нашего края. Конкурс знатоков местной флоры. Конкурс презентаций, фотографий о нашем крае. Школьники охраняют природу. Стихи и проза о природе. 4. Планируемый результат: Личностными результатами курса «Живая природа Урала» являются следующие умения: -осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; -постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; -осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; -оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; -оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; -формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле; Метапредметными результатами факультатива «Живая природа Урала» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: – осознание роли жизни; – рассмотрение биологических процессов в развитии; – использование биологических знаний в быту; – объяснять мир с точки зрения биологии. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей. Предметными результатами курса «Живая природа Урала» являются следующие умения: осознание роли жизни: – определять роль в природе Урала различных групп организмов; рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. объяснять мир с точки зрения биологии: – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (грибы, растения, животные) и основные группы растений; – определять основные органы растений (части клетки); – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. 5. Формы и виды контроля Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как: 1. Тестирование. 2. Занятие контроля знаний. 3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее). 4. Дискуссия. 5. Проектно-исследовательская работа. 6. Конференция. 7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия. 8. Отчетная выставка. Тематическое планирование 1 года обучения 5 класс № п/п Тема 1 Введение. Организационное занятие. 2 Мир растений Урала. 3 Особенности и многообразие растений Урала. 4 Просмотр фильма «Чудеса флоры» 5 Тайны жизни растений Урала. 6 Кто такие? Где живут? Определение растений. 7 Съедобные и ядовитые растения Урала. 8 Определение по гербариям съедобных и ядовитых растений 9 Лекарственные растения. 10 Растения красной книги Урала 11 Занимательная ботаника. Биологические шарады. 12 Занимательная ботаника. Биологические омонимы. 13 Работа с презентациями учащихся «Мир растений Урала» 14 Защита презентаций учащихся 15 Подготовка мероприятия «Что ты знаешь о растениях Урала?» 16 Викторина «Что ты знаешь о растениях Урала?» 17 Мир животных Урала. 18 Особенности и многообразие животных Урала 19 Мир беспозвоночных животных Урала. 20 Определение членистоногих по рисункам и коллекции. 21 Мир позвоночных животных Урала. 22 Просмотр фильма «Чудеса фауны» 23 Холоднокровные животные Урала. 24 Теплокровные животные Урала. 25 Животные в жизни человека. 26 Подготовка презентаций учащихся о разных видах профессий, связанных с миром животных 27 Выступление учащихся с презентациями о разных видах профессий, связанных с миром животных 28 Выступление учащихся с презентациями о разных видах профессий, связанных с миром животных 29 Создание настольной игры «Животные и растения в жизни человека» 31 Создание настольной игры «Животные и растения в жизни человека» 32 Организация и проведение игры «Животные и растения в жизни человека» 33 Организация и проведение игры «Животные и растения в жизни человека 34 Заключение (зачетное занятие) Тематическое планирование второго года обучения 6 класс № п/п Разделы, темы 1 Знакомство с Уралом. Его климатическими условиями. 2 Общая характеристика флоры нашего края. Презентация. 3 Общая характеристика фауны нашего края 4 Роль птиц в природе и жизни человека. 5 Разнообразие птиц 6 Экскурсия «Наблюдение за жизнью птиц в природе» 7 Обсуждение результатов экскурсии. 8 Почему птицы поют? Птичий перезвон. Практическая работа «Умей определять птиц по голосу» 9 Конкурс стихов о птицах. Показ презентаций. 10 Значение диких животных в природе и для человека. Влияние человека на животных. 11 Разнообразие животных нашего края и их экологическое состояние. 12 Конкурс стихов о животных. 13 Оформление стенда о животных Урала. 14 Значение леса в жизни человека. 15 Сезонные явления в жизни леса. 16 Экскурсия в лес на территории поселка Шарташ. Поведение в лесу. 17 Анализ экологического состояния местного леса. Обсуждение результатов экскурсии. 18 Значение растений в природе и для человека. 19 История названия растений. 20 Разнообразие растений нашего края. Их экологическое состояние. 21 Конкурс стихов и песен о растениях 22 Выпуск молнии о состоянии растений нашего края. 23 Осторожно, ядовитые растения! 24 Грибы-кто они? Их значение и в природе, экологическое состояние 25 Конкурс стихов, песен, рецептов о грибах 26 Знакомство с биогеоценозом леса. 27 Знакомство с биогеоценозом луга. 28 Знакомство с биогеоценозом водоема 29 экскурсия «Знакомство с биогеоценозом культурного ландшафта» 30 Проекты оформления школьного двора. Конкурс 31 Отчеты - работы учащихся 32 Отчеты - работы учащихся 33 Отчеты - работы учащихся 34 Отчеты - работы учащихся